Есть ли цель в жизни у обезьян?
На днях, 19 ноября 2012 года Интернет запестрил новостями под заголовком «У приматов тоже бывает кризис среднего возраста». Основным посылом новости является вывод группы ученых о том, что человекообразные обезьяны подвержены той же эмоциональной кривой, что и люди, а значит, у людей счастье полностью зависит от физиологии. Эта эмоциональна кривая такова: счастье и безмятежность в детстве, душевный спад и депрессии в среднем возрасте и новый подъём в старости.
Однако, глядя на российских пенсионеров, как-то не верится, что они испытывают душевный подъем, и снова счастливы, как в детстве. Возможно, исследователи имели в виду европейских или американских благополучных пожилых людей. В таком случае напрашивается курьёзный вывод – у россиян меньше общего с приматами.
Словом доводы психологов в пользу того, что счастье и душевный кризис обусловлены физиологией не стоит принимать на веру. В начале прошлого века, на основании исследования рефлексов собак, учёные пришли к выводу, что человеком можно управлять, используя принцип: стимул-реакция. В расчет не был принят тот факт, что рефлексы – это часть материальной составляющей человека, а именно – его тела. Сам человек не является исключительно телом, о чем говорит опыт многих людей, видевших себя со стороны во время операций или клинической смерти.
В 50-х годах прошлого века исследователь и философ Л. Рон Хаббард, побывавший с экспедициями и научными миссиями в разных уголках планеты и изучивший разные культуры и национальности, определил счастье, как душевный подъём, который возникает при преодолении препятствий на пути к известной цели. Так, если нет цели, или препятствия, как кажется, слишком велики – нет и счастья. И напротив – победа над барьерами жизни приводит к душевному подъему в любом возрасте. Об этом наверняка может рассказать и ребёнок, победивший в конкурсе на лучшее сочинение, и спортсмен средних лет, завоевавший медаль, и пожилой учёный, успешно завершивший исследование. Вряд ли приматы, которые в отличие от человека ведут приспособленческий образ жизни, могут похвастаться тем же самым.