Новости
3 Апреля 2017, 02:05

Евтушенко в моей жизни был всегда…

Евтушенко в моей жизни был всегда…

Евтушенко в моей жизни был всегда, сколько я себя помню. Это была вторая после «22 июня, ровно в 4 часа…» песня в репертуаре моего вернувшегося с войны деда. Сквозь свесившуюся прядь волос, глядя исподлобья замутненным домашним алкоголем взором, дед много раз подряд спрашивал: «Хотят ли русские войны?» И всегда удивлялся: «Пацан совсем, а как написал…»

Но по-настоящему поэта Евтушенко мне открыл Эльдар Рязанов: после «со мною вот что происходит…» в «Иронии судьбы» я двинула в городскую библиотеку, где не сразу, после «тебе ещё рано», я и открыла для себя Евтушенко.
Впервые «живьем» я увидела Евтушенко не в Политехническом музее, не на каком-то сборном поэзоконцерте, а на…съёмках его собственного фильма.

Дело было так. Случайно, совершенно случайно, я услышала по радио, что киностудия «Мосфильм» приглашает «завтра всех желающих поучаствовать в массовке», название фильма я не поняла, да это было и неважно. Забив на лекции в институте, на сопромат и термех, и вообще на всё забив, на следующий день в 8 утра я стояла в разновозрастной толпе желающих поучаствовать у проходной «Мосфильма», в толпе же услышала, что режиссер-то, оказывается, поэт Евтушенко, снимает автобиографический фильм про войну, и думала только об одном: неужели я смогу попасть туда, на «Мосфильм»…

Всё оказалось обыденно просто: толпу провели внутрь, завели на склад одежды и там женщины-костюмеры каждому выдали старые пальто, платки, шапки, узлы-чемоданы и велели самостоятельно подобрать себе обувь из кучи в углу. Нам уже сказали, что съемки продлятся не меньше 8 часов, и я, не особенно раздумывая, влезла в валенки. Потом нас повели на утверждение к режиссеру. К нему по очереди подходил каждый, он осматривал и говорил «годится» или нет. «Годится!» — кивнул через свой прищур мне, моему платку (в жизни никогда не носила!), валенкам и чемодану. И я на целых три дня попала в мир кино…

Снимали на перроне вокзала сцену посадки в поезд, вернее штурма вагонов толпой, жаждущей отправиться в эвакуацию. Евтушенко сидел на высокой подвижной тумбе с камерой, а мы бесконечное число раз бежали мимо него и штурмовали вагоны. Кроме нас, толпы, вагоны штурмовали и каскадеры, умудряясь попадать внутрь и на их крыши через окна.
Что-то не получалось. Евтушенко в мегафон говорил возвращаться на исходные позиции. Задача перед всеми была одна – штурмовать поезд, а сверхзадача – представить, что если ты не попадешь внутрь вагона, то окажешься под немцем. При этом толпе надо было не смести, а аккуратно, но ненавязчиво обогнуть кукольницу в инвалидной коляске и главного героя, мальчика «Женю».

В какой-то момент Евтушенко остановил съёмку, сошел со своей тумбы, стал что-то, жестикулируя, показывать каскадерам, потом подошел к массовке, готовой к команде «мотор!» на исходной позиции, и стал – даже слово «ругать» не употребишь, — объяснять массовке, что в кадре не должно быть современной обуви с молниями (некоторые не захотели переобуваться), современных пластиковых (тогда были модными), тем более золотых, часов на запястьях (хорошо, что еще мобильников не было!).

— Вы должны выглядеть примерно так, — сказал Евтушенко и вдруг вытащил меня на всеобщее обозрение в платке, валенках, с чемоданом, прижатым обеими руками к пузу (на нём ручка отрывалась, и я боялась, что, если оторвётся, меня пошлют из кадра, как было с теми, кому не хватило реквизита).

— И выражение лица у вас должно быть примерно такое же, — добавил режиссер, чем озадачил меня на пару лет…
Он был негромким на площадке, слово «орал» к Евтушенко-режиссеру неприменимо.

И, конечно, он притягивал взгляды. Нет, он не был на площадке в клетчатом пальто. Но одет был всё равно нездешне, сапоги у него были высокие кожаные – ни до ни после никогда я больше таких не видела.

А потом за эти сумасшедшие дни ещё и заплатили, и мне тогда подумалось, не бросить ли институт и не стать ли «массовщицей»…

Спустя 17 лет, я увидела Евгения Александровича на «Эхе» и напомнила этот эпизод.

— У меня в массовке тогда пол-Зимы снималось, — сказал он, и я поняла, что подробностей со мной он не помнит.
Но с того дня он иногда звонил, чтобы сказать, что приехал в Москву, и узнавал меня по голосу, если, набирая «Эхо», попадал на меня.

На снимке: Евтушенко сам монтировал свой автобиографический фильм «Детский сад», 1983 год.

Сейчас «Эхо» сообщает в новостях, что Евгений Евтушенко будет похоронен, согласно его завещанию, в Переделкино рядом с могилой Пастернака.

Публикуя свой комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Читайте также












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg

Регионы