Станислав Рахимов
Станислав Рахимов: Грозит ли южным районам Сербии масштабная албанизация?

Об участии ФАС России в «распиле» бюджетных средств

16.02.2012, 12:31       Владимир Коровин

Статистика дел юристов Навального по нарушениям в сфере госзакупок, приведенная на сайте РосПил, производит удручающее впечатление. Дело не в общей сумме заказов, по которым пресечены нарушения (свыше 40 млрд.руб.). Она лишь подтверждает беспрецедентный уровень коррупции и масштабные «распилы» бюджетных средств в современной России. Главное, из этой статистики следует, что ФАС России фактически блокирует работу юристов РосПила.

Судите сами. ФАС России признала обоснованными лишь 48 из 83-х жалоб  (обращений) РосПила, хотя их писали не рядовые граждане, а профессиональные юристы, причём с дополнительным привлечением независимых экспертов.
Юристы Навального по своей инициативе и на пожертвования энтузиастов выполняют, по существу, работу за ФАС России, представляют материалы в готовом виде. Но ФАС России вместо поддержки этой работы отвергает почти половину этих жалоб, не вынося спорные вопросы на рассмотрение арбитражных судов.

Такая позиция ФАС России, кстати, объясняет, почему юристы РосПила не подают жалобы в правоохранительные органы на нарушения самой ФАС России в сфере госзакупок. Ведь тогда ФАС России, скорее всего, будет отвергать все их жалобы.

ФАС России, призванная бороться с коррупцией и нарушениями в сфере госзакупок, имеющая для этого армию госслужащих и многомиллионное финансирование, могла бы не блокировать работу юристов РосПила, а последовать их примеру и выделить хотя бы одного человека для мониторинга сайтов госзакупок и анализа размещенных на них документов. Вместо этого госчиновники ФАС России, не слишком загруженные работой, устраивают для 6-ти блоггеров посиделки с водкой на посошок в своих служебных кабинетах (http://vladkorovin.livejournal.com/2052.html), проводят многочисленные совещания, встречи, брифинги и конференции, сидят в рабочее время в социальной сети Facebook (http://vladkorovin.livejournal.com/1613.html) и т. д.

СМИ уже писали о безобразном отношении ФАС России к исполнению её обязанностей по контролю госзакупок (например, «Ведомости» от 23.07.2010). Генеральный прокурор Юрий Чайка направил Владимиру Путину письмо от 23.06.2010 № I-ГП-74-2010, в котором указал что ФАС России наряду с другими госорганами «сводят на нет усилия, прилагаемые для реформирования системы госзакупок».

Поскольку всё имеет свои причины, возникает резонный вопрос, а не объясняется ли нежелание ФАС России наводить порядок в сфере госзакупок тем, что её госчиновники сами участвуют в «распиле» средств федерального бюджета?
Действительно, если посмотреть официальный сайт РФ для размещения информации о госзаказах (http://zakupki.gov.ru), то обнаруживается масса «странных» заказов и госконтрактов ФАС России.

Например, открытый аукцион №0173100012011000113 «Выполнение работ по ремонту кабинетов» для ФАС России. Начальная цена контракта 1 млн. 624 тыс.руб.
Скажете, в Москве тысячи строительных фирм и было множество заявок на участие в этом аукционе? Вовсе нет. Был заключен контракт от 07.12.2011 с единственным участником – ООО «Возрождение» (Санкт-Петербург). Оказывается, в Москве, не нашлось желающих выполнить типовой ремонт кабинетов ФАС России. Хотя трудно себе представить, что ремонт делали рабочие, приезжавшие из Санкт-Петербурга.

Или такой пример. В г. Суздаль Владимирской области в июне 2010 года проводилось заседание коллегии ФАС России. Его организацией, казалось бы, должно заниматься Владимирское УФАС России. Но ФАС России заключает государственный контракт на 3,8 млн.руб. с ООО «ТМ-менеджмент» (г. Москва) на выполнение работ по организации данного заседания. Вид торгов – единственный поставщик услуг.

Аналогичным образом, для организации заседания Коллегии ФАС России в 2011 году в Ростове-на-Дону был привлечён посредник, а не Ростовское УФАС России. Для заключения контракта на сумму 5,0 млн.руб. нашлась единственная компания. Вдумчивый читатель уже догадался, что это была та же ООО «ТМ-менеджмент».

Наконец, в декабре 2011 года в Москве проводилось заседание президиума ФАС России. Здесь то, скажете, для его организации в пределах Садового кольца посредники не нужны. Есть же Управление делами ФАС России, призванное решать вопросы административно-хозяйственной деятельности этой службы. Но и в этом случае привлекается посредник. Заключается контракт на 5,5 млн.руб. Естественно, к аукциону допущена единственная компания. Конечно же ООО «ТМ-менеджмент».

Все эти заседания могла бы организовать сама ФАС России, либо её территориальные Управления. Подобрать оборудованное помещение и заказать питание несложно. Поэтому выплаты миллионов рублей посреднику ООО «ТМ-менеджмент» можно объяснить желанием госчиновников получить откаты. Ну и, конечно, явно избыточным финансированием ФАС России из госбюджета.

В документации на аукцион по поставке суперавтомобиля для Игоря Артемьева за 4 млн. 411 тыс.руб. требования к нему были изложены настолько подробно (48 опций), что нашелся единственный поставщик ЗАО «Авто Ганза» (http://vladkorovin.livejournal.com/4416.html). Поскольку контракт был исполнен на следующий день после его заключения, есть основания полагать, что победитель этого аукциона был «назначен» заранее.

Очень «смешной» контракт на 6 млн. 450 тыс.руб. ФАС России заключила 12.09.2011 с ФБУ «Тест-С.-Петербург». Он предусматривает разработку «проекта национального стандарта управления качеством государственных услуг». Вдобавок к тому, что цена контракта многократно завышена, ФАС России предпочла его заключить с фирмой, предложившей наибольшую цену. Выбор поставщика был предопределен его высокой «квалификацией», критерии оценки которой не определены.
Работы по этому контракту не имеют смысла (уже действует ГОСТ Р 52614.4–2007, достаточно полно отражающий все вопросы по существу контракта) и проведены с нарушением порядка разработки проектов национальных стандартов, установленных статьёй 16 Закона «О техническом регулировании» и ГОСТ Р 1.2–2004 (Правила разработки, утверждения, обновления и отмены национальных стандартов): нет решения технического комитета по стандартизации о целесообразности разработки стандарта, отсутствует уведомление о его разработке и т. д.
Сама ФАС России, кстати, прошла сертификацию по ГОСТ Р ИСО 9001–2008 ещё до окончания работ по этому контракту, что подтверждает его ненужность.

Чтобы понять, каким образом ФАС России заключает госконтракты только со «своими» фирмами, рассмотрим подробнее «открытый» аукцион в электронной форме № 0173100012011000133 «Поставка и выполнение работ по настройке оборудования для обеспечения оптимизации виртуальных и физических ресурсов, с последующим техническим и профилактическим обслуживанием ИТ-инфраструктуры ФАС в 2012 году». Начальная цена контракта 19 млн. 950 тыс.руб.

Извещение о нём было опубликовано 29.12.2011 в 18-18. Окончание приёма заявок ФАС России установила 19 января в 12-00. Соответственно, в распоряжении заявителей, с учётом новогодних каникул, была лишь одна неделя.
Для участия в аукционе, необходимо получить аккредитацию на электронной торговой площадке ЭТП «Сбербанк-АСТ», а это длительный процесс. Предварительно нужно получить электронный ключ, чтобы зарегистрироваться на площадке. На сбор и подписание документов, необходимых для получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП), уходит 2 дня. Эти документы нужно отправить в удостоверяющий центр. Он должен их проверить и выставить счет на оплату ЭЦП (около 10 тыс.руб.). Изготовление ЭЦП после оплаты счета занимает около 3-х дней. Далее, имея ЭЦП, и зарегистрировавшись на площадке ЭТП «Сбербанк-АСТ», нужно ждать подтверждения аккредитации. Это занимает 2 дня. В итоге, любому новичку, не имеющему предварительной аккредитации на площадке, принять участие в аукционе невозможно.

Но даже если аккредитация была проведена заранее, участие в этом аукционе остаётся более чем проблематичным:

1. В один лот ФАС России включила работы на различных товарных рынках: поставка, настройка и техническое обслуживание оборудования. Соответственно, для участия в аукционе необходима широкая специализация. Причём по требованиям технического задания (ТЗ) для обслуживания оборудования необходимо ежедневное нахождение специалистов Исполнителя в ФАС России, что практически исключает возможность выполнения работ фирмами, расположенными вне г. Москвы. Такие действия ФАС России влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (нарушение части 3.1 статьи 34 Закона № 94-ФЗ о размещении заказов).

2. В ТЗ нет исчерпывающей информации об объёме работы, которую нужно проделать. Соответственно, невозможно оценить стоимость работ (нарушение части 2 статьи 34 Закона № 94-ФЗ).
А именно, в состав работ по миграции серверной инфраструктуры входит миграция виртуальной среды с 26-ти физических серверов. Но если всё мигрировать на один мощный физический сервер, то что делать с этими 26-ю? Может быть нужно убрать только часть серверов, а остальные оставить. Для обеспечения надежности системы, возможно, необходимо установить минимум два взаимозаменяемых сервера, работающих совместно (кластерная технология).
Не определен перечень объектов Заказчика. Исполнитель должен предоставлять услуги как в центральном аппарате (г. Москва) так и в территориальных органах. Причём в ТЗ не определено, какие конкретно услуги нужно предоставлять в территориальных органах ФАС России: поставка оборудования, настройка каких-то сервисов, обслуживание оборудования или ещё что-то?
Неясно также, можно ли хотя бы частично использовать имеющееся программного обеспечение или нужно покупать другое.

3. Сроки поставки серверного оборудования (10 дней) нереальны. Поиск показал, что оборудование, близкое к требованиям ТЗ, изготавливает только один производитель (Super Micro Computer, Inc., США). Но и то по ТЗ высота сервера должна быть 4U, а производитель предлагает только с высотой 5U. Подобрать нужное оборудование, заключить контракт с его поставщиком, оплатить, растаможить и доставить на место за 10 дней нереально.

В этих условиях возникает резонный вопрос, почему же всё-таки нашлись 2 компании, которые подали заявки на участие в этом аукционе?
Ларчик просто открывается. Перед размещением заказа ФАС России запросила коммерческие предложения от ООО «Элайд» и ЗАО «КРОК инкорпорейтед». Эти фирмы знали об аукционе заранее и, естественно, только они и подали заявки. ФАС России фактически заранее определила участников аукциона, создав для них преимущественные условия (нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции»).

Вообще, в сфере IT в ФАС России заключает множество госконтрактов мутного содержания. В том числе, пока писалась эта статья, размещена информация об аукционе № 0173100012012000008 «Оказание услуг по обеспечению функционирования корпоративной сети передачи данных между Центральным аппаратом и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы» с начальной ценой контракта 12 млн. 150 тыс.руб.
Это несмотря на то, что работа по «оптимизации виртуальных и физических ресурсов» серверного оборудования центрального аппарата и территориальных органов ФАС России предусмотрена предыдущим контрактом. И опять в ТЗ не сказано, во все ли территориальные органы нужно поставлять оборудование. Наверняка ведь в большинстве из них уже есть линии связи и оборудование с хорошей пропускной способностью. Но даже если всё поставлять заново, то суммарные затраты на все сертифицированные криптошлюзы и маршрутизаторы для организации корпоративной сети для всех указанных 38-ми объектов примерно вдвое меньше, чем установленная начальная цена контракта. Она завышена даже для «стандартного» для госорганов  30%-го отката.

Заметим, что ФАС России является «законодателем мод» в сфере госзаказов и обладает самыми квалифицированными специалистами-экспертами. Поэтому «погрешности» в составлении заявок логично объяснить не ошибками исполнителей, а наличием корыстного умысла госчиновников ФАС России.

Минэкономразвития, как отмечает РБК daily, выдвигает в адрес ФАС России жесткие обвинения в подрыве конкурентной среды за попытки включить в федеральные законы ряд нововведений, не прошедших общественную экспертизу (http://www.rbcdaily.ru/2012/02/10/focus/562949982776860). Судя по проекту Закона «О федеральной контрактной системе», предложенному ФАС России, (http://fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50880.html), эти обвинения небезосновательны. ФАС России, например, кроме прочего, предлагает:
а) указать, что заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам торгов о наличии у них опыта исполнения контрактов по поставке аналогичной продукции;
б) ввести оценку участников конкурса по количеству, максимальной сумме и общей сумме ранее исполненных контрактов на поставку аналогичной продукции;
в) заменить запрос котировок процедурой короткого электронного аукциона (размещение извещения за 4 дня до аукциона) при закупках до 7 млн. рублей;
г) предусмотреть государственную пошлину за подачу жалоб.
Если предложения ФАС России реализовать, то государственному органу будет достаточно один раз заключить контракт со «своей» коммерческой фирмой, чтобы в последующем на «законных» основаниях отсеивать её конкурентов (новичков), ссылаясь на их недостаточную квалификацию. Этому же будет способствовать сокращение сроков размещения извещений («свои» фирмы можно известить заранее) и усложнение подачи жалоб на нарушения. В чьих это интересах, вполне понятно.

Масштабы противоправного «освоения» ФАС России бюджетных средств настолько велики, что автором статьи в правоохранительные органы направлено заявление с просьбой проверить наличие в этих действиях признаков преступления по статье 159 УК РФ – мошенничество с использованием служебного положения, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере.

Не вызывает сомнений, что будет получен ответ: «нарушений не обнаружено». Ведь руководитель ФАС России Игорь Артемьев из питерских и его работа недавно была одобрена Владимиром Путиным. А это у нас в стране обычно освобождает от всех видов ответственности.  Но бороться с этим беспределом все-таки надо.


А как Вы считаете, допускает ли ФАС России нарушения в сфере госзакупок?

Читайте также
18.08
17.08
09.06
05.05
14.04
Интересное
© "Монависта" Агентство конфликтных ситуаций, 2011 - 2016 | e-mail: site@monavista.ru
Сетевое издание «Monavista» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 августа 2016 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 66827

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
Пользовательское соглашение проекта "Регионы"
Яндекс цитирования
Доступно на Google Play