Станислав Рахимов
Станислав Рахимов: Грозит ли южным районам Сербии масштабная албанизация?

Один из корней экономических проблем сегодня

27.05.2014, 15:07       Артём Кузнецов

То, что экономика в частности и бизнес в целом — это очень проблемные области, сегодня знает большая часть населения Земли. А еще, что там могут выжить только «крутые ребята», и что это очень суровая среда. А вот и нет.

Оговорюсь сразу — ситуация в экономической сфере действительно непростая. Проблем много, они самые разные и порой приводят к неприятным последствиям. Но эти ситуации возникают исключительно из-за извращения основной сути экономики и бизнеса. Это очень грязный вид деятельности — попытка запутать окружающих, чтобы проворачивать нечто нелегальное или неэтичное. Но он сегодня процветает. Лишнее тому доказательство — тот цирк, который мы наблюдаем в отношениях России, Украины и Запада последние полгода.

Но, не вдаваясь в политику и споры сумасшедших, давайте посмотрим на то, какова все-таки основа любого взаимодействия человека, включая сферу бизнеса.

В любых отношениях между людьми можно найти один общий знаменатель — это обмен. Причем это справедливо как в отношении торговли и услуг, так и в отношении дружбы, общества, супругов, детей и родителей. Везде где есть взаимодействие людей — есть обмен.

Тут важно прояснить, о чем идет речь. Например, Wikipedia несколько ограничено смотрит на это, считая, что обмен — это «акт получения объекта с передачей чего-либо взамен». Что если посмотреть на это так — «Предоставление кому-то чего-то ценного за что-то полученное, имеющее ценность». Это определение дал обмену автор «Hubbard Management System» Рон Хаббард во второй половине ХХ века. Тут, как вы уже заметили, дело не ограничивается объектами, и при этом добавляется важный нюанс по поводу ценности того, что обменивают.

Он же предложил следующую градацию обмена:

Преступный — когда в обмен за что-то ценное человек не дает ничего ценного. Так действуют мошенники, выпрашивающие у вас деньги в переходе или в офисе очередной пирамиды, преступники, отбирающие у вас деньги, сотрудники, которые получают зарплату, но вместо того, чтобы работать, лишь сидят в соц. сетях и разрушают вашу компанию неисполнением своих обязанностей.

Неравноценный — тут вам уже дают что-то взамен, но ценность этого ниже, чем то, что вы отдали. К таким ситуациям можно отнести продажу некачественного товара (бракованного или заведомо плохо сделанного), сотрудников, которые хоть и работают, но делают это недостаточно эффективно.

Главная беда сегодняшнего бизнеса в том, что индустрия развлечений сначала сделала этот тип обмена модным, а потом и вовсе возвела его в ранг чего-то очень «крутого», доступного только для самых «умных и ловких». Разумеется, это не так. Но об этом позже.

Равноценный — это тип обмена, при котором ценность того что вы получаете равна ценности того, что вы отдаете. Конечно, это гораздо лучше, чем предыдущие два варианта, ведь тут вы получаете именно то за что заплатили в магазине или в кинотеатре; поставщик не обманывает вас с качеством и количеством товара; друзья и семья уделяют вам столько же внимания, сколько и вы им; сотрудники честно работают от звонка до звонка, не отвлекаясь и выполняя поставленные задачи.

Приятно, правда? Стабильно, уверенно, надежно. То, что часто называется словом «честно».

Но не кажется ли вам, что это как-то очень скучно выглядит? Жена подарила вам телефон за $300 и вы подарили ей телефон (или сапоги) за $300. Вы получили от клиента деньги за машину, отдали ему ее и больше никогда не видите этого человека, и ни он, ни вы друг для друга ничего не делаете. А что — он же получил что ожидал?

И скажите — может ли быть положительная динамика развития в такой вот ситуации? Теоретически... да нет, даже теоретически не может. Она будет только негативной. Стабильность — это не отсутствие изменений (и к черту словарь в данном случае). Стабильность — это устойчивое развитие. Потому как в этой Вселенной (не только в России, понимаете?) нет такого состояния как «стабильность». Что-то либо улучшается — либо ухудшается. Третьего не дано. Компания либо движется вверх, либо вниз. Если вы стоите на месте, и получаете из года в год одну и ту же прибыль — вы теряете деньги! Хотя бы из-за инфляции. Так же как человек — если не развивает себя — деградирует.

И чем выше уровень, на котором что-то находится, тем больше это похоже на сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», где надо бежать, чтобы оставаться на месте. Чтобы продолжать удерживать лидирующую позицию (а если говорить откровенно — то любую позицию), надо продолжать развиваться. Иначе это сделают конкуренты, и вот вы уже не самая успешная компания года, а только вторая по счету.

Так что нужен запас прочности. Чтобы развиваться и двигаться, вам нужно нечто большее, чем унылая «стабильность» равноценного обмена.

И вот тут в действие вступает ложное данное, про которое я говорил выше. Якобы неравноценный обмен — это удел умных и хитрых, которые и становятся успешными. Да, в краткосрочной перспективе это может выглядеть именно так. Подсидел шефа — получил его место. Полсучил больше денег и круче должность. Прислал некачественный товар и исхитрился отделаться от последствий — сэкономил деньги. Обсчитал партнера, и остался в выигрыше. Обманул избирателей и, получив место депутата/мэра/президента, ничего не делаешь. Вот они — дополнительные средства. А как по-другому? Жизнь такая.

Так вот, на самом деле — жизнь вовсе не такая. И посмотрев в долгосрочной перспективе, вы обнаружите, что эти люди теряют гораздо больше, чем получают от своих «выгодных» решений. Возможно не сразу, а лет через 5 или даже 15, но вы обнаружите этого человек несчастным, больным, или одиноким. А может быть все сразу, да еще и в тюрьме.

Но как тогда вам получить эти самые дополнительные силы и средства для развития бизнеса? Для этого есть четвертый тип обмена.

Обмен с превышением — это тип обмена, когда вы предоставляете что-то чуть более ценное, чем получаете. Это не значит, что вы должны предоставлять услуги бесплатно или за половину цены. Отнюдь. Это значит, что вы должны делать чуть больше, чем от вас ожидают. И слово ожидают, на мой взгляд, ключевое.

Это весьма наглядно проявляется в отношениях мужа и жены. Например: вы договорились с женой, что купите продукты, заберете детей из школы и поможете детям с уроками. Как это может быть в разных типах обмена:

1.  Вы ничего не сделали, пришли домой с бутылкой пива и уселись смотреть телевизор. Жена побежала забирать детей из школы, где они уже засиделись, по дороге зашла в магазин за продуктами, посадила детей на кухне и одновременно пыталась готовить ужин и помогать им с уроками. Думаю вполне можно ожидать, что ни ласкового слова, ни поглаженной рубашки вы на утро не увидите.

2.  Вы купили только часть продуктов, забыли забрать одного ребенка, а вместо помощи с уроками уселись за компьютер и стали обрабатывать почту по работе. Тут вам тоже вряд ли светит что-то кроме нелестного отзыва о ваших умственных способностях. Но завтрак вам скорее всего сделают и рубашку погладят.

3.  Вы все сделали, так как вас просила жена, за что она вас сдержано похвалила: «Спасибо, дорогой» и чмокнула в щеку. Как и заведено в вашей семье — рубашка на утро будет поглажена, завтрак готов, и общаться жена будет приветлива и мила. Не плохо, но до первой неприятности.

4.  А теперь представьте, что вы сделали все, как она просила, и в добавление к этому... нет, не привезли ей жемчужное ожерелье, которое стоит две ваших зарплаты. Просто купили розу в цветочном киоске, а увидев жену, сказали, что она отлично выглядит. Как минимум — жена будет с вами приветливее, и кроме ужина-рубашки-завтрака, вы можете обнаружить вечером свое любимое блюдо дома, или еще какой знак внимания.

Как это работает в бизнесе? Один автомобильный дилер каждый раз, когда продавал автомобиль женщине, делал обмен с превышением — девушка садилась в свою новую машину, и находила там красивую розу в подарок от автосалона. Что делали большинство из них? Рассказывали про это своим подругам! Мужчинам, кажется, полагалась приличная ручка или что-то подобное. И те тоже рассказывали своим друзьям про салон.

Может показаться, что четвертый тип обмена — это лишняя трата ресурсов компании. На самом деле — это не так. Опять же, посмотрев в более долгосрочной перспективе, вы увидите, что те 2-3% которые вы потратите сверх себестоимости, приносят вам от 10% до 30% дополнительной прибыли. А, кроме того, вы получите хорошее отношение, которое само по себе практически бесценно.

Представьте, как обстояли бы дела в международной экономике, если бы компании (да и правительства) пытались не обурить друг друга, и поиметь максимум денег/влияния/PR и т.д., а стремились бы дать что-то ценное, да еще и чуть больше, чем получили взамен. Что ж, у нас была бы совсем другая планета!

Но у нас она именно такая, какая есть, и чтобы удерживаться на плаву — нужно бежать сломя голову. Чтобы бежать было проще, и это приносило бы больше результатов — начните внедрять данные из этой статьи в своей компании по отношению к клиентам, поставщикам и сотрудникам. И насколько талантливо вы их примените, настолько заметно улучшатся ваши дела.

Желаю успехов!

Читайте также
18.08
17.08
09.06
05.05
14.04
Интересное
© "Монависта" Агентство конфликтных ситуаций, 2011 - 2016 | e-mail: site@monavista.ru
Сетевое издание «Monavista» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 августа 2016 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 66827

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
Пользовательское соглашение проекта "Регионы"
Яндекс цитирования
Доступно на Google Play