Станислав Рахимов
Станислав Рахимов: Грозит ли южным районам Сербии масштабная албанизация?

Шаг в будущее - мнение ученых и аналитиков

20.03.2012, 09:02       Обзор блогосферы

С приходом демократии российское общество вздохнуло свободно. Казалось, что новые идеалы решат все проблемы и вот-вот наступит долгожданное счастье. Однако вслед за внезапно обрушившимися на простого человека благами появилась
и настораживающая тенденция - изначально логичные, рациональные принципы давали сбой.

Признание частной собственности привело не к консолидации общества, а к его разобщению. Ставка на конкурентные взаимоотношения обеспечила развитие не систем производства, а коррупционных схем. Большая часть деятельности крупных
политических сил свелась не к разрешению экономических и социальных проблем, а к поискам новых способов манипуляции общественным сознанием.

Пытаясь объяснить происходящее особым менталитетом соотечественников, мы приходим в тупик - при внимательном рассмотрении знакомые тенденции обнаруживаются во многих капиталистических странах. И назвать это открытие
неожиданным тоже неверно - выдающийся русский деятель XIX в. - К.П.Победоносцев ещё в далёком 1896 г. утверждал, что “демократия является великой ложью нашего времени”. По его словам, всеобщие выборы не предоставляют власть народу, а рождают продажных политиков, понижая нравственный и умственный уровень управленческих слоев. Не правда ли, довольно актуально?

Вместе с тем, уже XIX в. существовали идеи, способные привести общество к оптимальному социально-политическому строю. Пускай не сегодня-завтра, но спустя определённый, конечный срок.

Утопия с точки зрения науки

Несмотря на приписываемую ему утопичность, коммунизм как система новых общественных отношений с самого начала вызывала доверие многих учёных. И если демократические лозунги из уст современных политиков вызывают сомнение, то к словам гениального Теслы, пожалуй, стоит прислушаться.

Выдающийся учёный, идеи которого намного опередили своё время, Никола Тесла не скрывал своего отношения к зарождавшемуся новому строю. В своих записях он горячо поддерживает его, утверждая, что “коммунизм вполне осуществим и
неизбежно явится системой будущего”. Особую ценность этих слов подтверждает и трагичная история гения - большинство изобретений Теслы при жизни автора, в условиях капиталистического общества, так и не были реализованы.

Многие учёные видели в коммунизме возможность освободиться от самодовлеющего капиталистического начала, от эгоцентризма и социального неравенства, ограничивающих развитие не только личности, но и всего общества в целом.

Лауреат Нобелевской премии 1921 г. - Альберт Эйнштейн, чей вклад в науку ни у кого не вызывает сомнений, искренне считал, что единственным способом избавиться от ошибок капиталистических формаций является “создание социалистической экономики с соответствующей ей системой образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей. В такой экономике средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану. Плановая экономика, которая регулирует производство в соответствии с потребностями общества, распределяла бы необходимый труд между всеми его
членами способными трудиться и гарантировала бы право на жизнь каждому мужчине, женщине и ребенку.”

Американский этнограф, внёсший значительный вклад в теорию социальной эволюции - Льюис Морган - предупреждал о гибельной роли социальных систем, ставящих своей целью достижение личного богатства. Обязательными условиями развития
человечества он видел “братство внутри общества, равенство прав и всеобщее образование”.

Французский историк и политик - Поль Лафарг - также был горячим сторонником коммунизма. Он считал, что только строй, свободный от “низких интересов и страстей, эгоистических и антисоциальных нравов собственнического периода” поможет победить “бесконтрольные экономические силы и доведет до совершенства лучшие и благороднейшие качества человека.”

На последнем тезисе стоит остановиться подробнее, потому что одним из важнейших доводов противников коммунизма является утверждение о биологической природе эгоизма и социального подчинения. Считается, что стремление обладать
собственностью, наращивать индивидуальные ресурсы и занимать определённое место в общественной иерархии - факторы, заложенные в человека изначально. Профессор онтологии и теории познания - Михаэль Лайтман считает главной причиной “неудачи претворения идеи коммунизма в жизнь в том, что теоретически всё красиво и верно, но невозможно изменить эгоистическую породу человека на альтруистическую.” Однако новейшие эксперименты в области физиологии говорят
об обратном.

Физиология равенства и братства

По данным американских и ирландских исследователей, стремление к равенству заложено в мозге человека изначально. В серии экспериментов на базе Университета Ратджерса, Калифорнийского технологического института и Тринити-колледжа (Дублин) было доказано, что даже на уровне физиологии мозг ориентируется не только на удовлетворение своих интересов.

В процессе исследования были выявлены мозговые центры, отвечающие за приятные переживания, связанные с получением материального или психологического поощрения. Данные структуры контролируются вентральной частью стриатума, вентромедиальной частью префронтальной коры и некоторыми другими областями головного мозга. Активность указанных “центров удовольствия” изучали методом магнитно-резонансной томографии.

Группу из 40 добровольцев разделили на пары, в которых были созданы изначально неравные условия. В случайном порядке одному из испытуемых выдавали 50 долларов, тогда как второму доставалась меньшая сумма. В дальнейшем, ситуация менялась. “Богатый” человек мог получить и 20, и 5 долларов.

Оказалось, что нейрофизиологическая реакция на передачу денег “компаньону” различается в зависимости от начального статуса испытуемых. “Бедным” нравился сам факт получения средств, тогда как мозг “богатых” положительно реагировал не на собственное обогащение, а на передачу денег второму испытуемому.

Из проведенных исследований учёные сделали вывод, что стремление к равенству в получении материальных благ имеет глубокую, физиологическую основу. Возможно, это связано с подавлением чувства вины у “богатого” человека, а может быть мы имеем дело с биологически обусловленным альтруизмом?

Возможно ли это? Многие специалисты по психологии, биологии и этологии утверждают, что альтруизм как таковой в природе не существует. Из чего следует, что гуманизация человеческого общества - явление, заведомо идеалистическое, лишённое практической основы.

Однако нейромедики из Университета Дьюка (США) доказали, что альтруизм - не случайное свойство характера, а физиологическая особенность, потребность организма. Учёные выделили, так называемый, “центр альтруизма” - область в
районе нижней и верхней височных борозд головного мозга, отвечающую за проявление нравственной солидарности человека.

В процессе эксперимента 45 испытуемых проходили анкетирование, при котором определялась степень альтруизма каждого из респондентов. Затем участникам предлагали сыграть в компьютерную игру, во время которой проводилась функциональная магнитно-резонансная томография мозга.

На завершающей стадии исследования испытуемых просили уступить место игрока комьютеру. Эта простая процедура привела к неожиданным результатам. Оказалось, что при передаче игры “центр альтруизма” у людей, склонных к солидарности, обладает большей активностью, чем у “эгоистов”.

Присутствие в нашем мозгу такого физиологического центра свидетельствует о значительной роли альтруизма для выживания вида. Действительно, в эволюционном смысле способность к солидарности, сотрудничеству - огромный плюс для популяции, что было показано специалистом по эволюционной биологии Томасом Флаттом.

Научная группа из Университета Брауна (Провиденс) проводила популяционные исследования с использованием методов компьютерного моделирования, игр с “публичными благами” и простейшей модели социальных дилемм. В процессе эксперимента удалось доказать, что при изначально равной представленности в популяции агрессивных “эгоистичных” и пассивных “альтруистичных” моделей поведения спустя значительный срок численность “солидарных” особей в популяции не только сохраняется, но и неуклонно растёт. Небольшая группа, объединённая нравственной идеей, имеет большие шансы для выживания даже в агрессивно настроенной социальной среде.

Только в стремлении к взаимному уважению, свободе и равенству, человек может раскрыться по-настоящему. “Смысл нашей социалистической работы заключается в построении такой жизни, которая дала бы возможность развернуть все таящиеся в человеке возможности, которая бы сделала человека в десятки раз умнее, счастливее, красивее и богаче, чем нынче...” А.В.Луначарский.

Читайте также
18.08
17.08
09.06
05.05
14.04
Интересное
© "Монависта" Агентство конфликтных ситуаций, 2011 - 2016 | e-mail: site@monavista.ru
Сетевое издание «Monavista» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 августа 2016 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 66827

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
Пользовательское соглашение проекта "Регионы"
Яндекс цитирования
Доступно на Google Play