Новости
19 Февраля 2012, 10:59

Космическая индустрия России: вчера, сегодня, завтра

Космическая индустрия России: вчера, сегодня, завтра

Космическая индустрия России на протяжении долгих лет оставалась гордостью нашей страны.

Между тем, неудачи, преследующие отрасль в последнее время – потеря научного спутника “Коронас-Фотон”, падение ракеты-носителя “Союз-У” с грузовиком “Прогресс М-12М”, невыход многих космических аппаратов, в том числе “Фобос-Грунт”, на расчетную орбиту – заставляют общественность все чаще задавать специалистам множество острых вопросов. Что лежало в основе легендарной космической мощи Советского Союза, и как изменилась ситуация в наши дни? Каковы основные причины неудач, столь частых в последнее время? Наконец, каковы перспективы космической индустрии России, и какие действия предпринимаются в настоящее время для ее поддержания и вывода на новые уровни развития? Мы попытались разобраться в ситуации и составить объективную картину того, что происходит сегодня в отечественной космической отрасли.

”Ты помнишь, как все начиналось?..”

С 10 апреля 1981 года на территории Северо-Восточного округа Москвы действует Мемориальный музей космонавтики, открытие которого было приурочено к 20-летию полета Юрия Гагарина в космос. Здесь, как, пожалуй, более нигде, остро чувствуется возвышенная атмосфера свершений Советского Союза в деле покорения глубин космоса. Совершая экскурсию, мы видим чучела легендарных космических собак Белки и Стрелки, кабину “Востока”, в которой совершил свой полет Гагарин, многие другие, знакомые всему миру, экспонаты. Юрий Соломко, возглавлявший музей на протяжении 23 лет, рассказывает о том, что самыми лучшими, пожалуй, можно назвать первые 20 лет советских исследований в области космонавтики – период с 1957 по 1977 годы.

Георгий Гречко, советский инженер-конструктор и космонавт, в интервью Reuters рассказывает о том, что на начальном этапе формирования советской космической индустрии специалисты работали не за деньги – они находились в центре внимания, были, что называется, “на передовой” и ясно видели, что они являются гордостью страны. Сегодня из приблизительно трехсот тысяч человек, занятых в отрасли, подавляющее большинство – либо старше 60 лет, либо моложе 25-30, при этом “...середина, целое поколение инженеров, ушла”, – добавляет редактор журнала “Новости космонавтики” Игорь Маринин.

Был ли, выражаясь образно, небосклон советской космонавтики совершенно безоблачным – таким, каким его представляют себе многие современники? Однозначно нет. Академик РАН Борис Черток, советский и российский конструктор и один из соратников С.П.Королева, говорит о том, что аварий и масштабных катастроф в советское время было раз в десять больше, чем сейчас. Так, при попытках совершить первую в мире мягкую посадку космического аппарата на поверхность Луны с целью ее изучения было потеряно восемь единиц сложнейшей и, заметим, весьма дорогостоящей техники. Причиной стали следовавшие один за другим отказы; Королев, анализируя ситуацию, подчеркивал закономерность такого положения вещей, которое во многом объяснялось интенсивно идущим процессом познания, освоения космоса.

К сожалению, неудачи преследуют российских специалистов космической отрасли и в наши дни, причем в последние годы, увы, все чаще.

”Подгнило что-то в Датском королевстве...”

После распада Советского Союза в Москве поняли, что производитель ракет “Зенит” – своего рода “рабочих лошадок” космоса – остался на территории Украины, которая обрела независимость. Новая геополитическая ситуация закономерно вызвала резкое увеличение стоимости этой техники; новые экономические реалии привели к тому, что многие поставщики отрасли, которые могли бы рассматриваться в качестве альтернативных, прогорели. Основной космодром – легендарный “Байконур” – оказался, как мы знаем, в Казахстане. Кроме того, Федеральное космическое агентство (Роскосмос) утратило разветвленную сеть центров слежения и, без преувеличения, целый флот кораблей, предназначенных для работы с телеметрическими данными. Результатом, в частности, стало то, что контакт с получившим печальную известность “Фобос-Грунтом” – точнее, попытки наладить этот контакт – были возможны лишь в минуты, когда аппарат проходил над территорией России.

“Заблудившимся” “Фобос-Грунтом” перечень современных неудач России в космонавтике, увы, далеко не исчерпывается. 22 мая 2009 года был потерян спутник “Меридиан”: причиной явилась аварийная отсечка тяги силовых агрегатов третьей ступени. В декабре 2009 года отечественная космическая наука лишилась солнечной обсерватории “Коронас-Фотон”: провал проекта, объем финансирования по которому составлял 173 млн руб., был связан с переоценкой ресурса аккумуляторных батарей. 5 декабря 2010 года в Тихий океан обрушились три аппарата “ГЛОНАСС-М”, которые не смогли выйти на расчетную орбиту по причине перезаправки блока разгона ракеты-носителя; ущерб, нанесенный отечественной экономике, составил 2,5 млрд руб. 24 августа 2011 года, на 325-й секунде полета ракеты-носителя “Союз-У” с грузовым модулем “Прогресс М-12М” произошло аварийное отключение двигательной установки, приведшее к падению корабля в районе Горного Алтая...

Этот печальный перечень – следствие системных проблем отечественной космонавтики, астрономии, других смежных отраслей науки, некогда являвшихся передовыми. “Колоссальная “утечка мозгов” и ощутимый дефицит финансирования”, – так в кулуарах формулируют специалисты суть ситуации.

”Что день грядущий нам готовит?..”

Агентство Associated Press сообщает о заявлении NASA (Национального космического агентства США), в котором говорится: американские специалисты, несмотря на постигшую Россию серию неудач, не сомневаются в высоком качестве космических аппаратов, выпускаемых в нашей стране. Майкл Сафредини (Michael Suffredini), занимающий должность управляющего проектами NASA на Международной космической станции, комментирует: “Я по-прежнему уверен в квалифицированности и целеустремленности российских профессионалов, создающих аппараты для полетов в космос и управляющих ими”.
Повторяющиеся неудачи в космической отрасли заставили российские власти сделать ряд громких заявлений, смысл которых сводится к тому, что в ближайшем будущем чувство гордости соотечественников за этот сектор будет возрождено. Были отданы распоряжения, касающиеся тотальных проверок российской космической техники на предмет безопасности. Роскосмос объявил о создании независимого ведомства, задачей которого является контроль качества используемого в космонавтике оборудования. Заметно улучшилась общая ситуация с бюджетом; на фоне этого улучшения Роскосмосом была разработана концепция информатизации ракетно-космической промышленности, описывающая развитие отрасли в ближайшие пять лет. Одним из пунктов этой концепции является поэтапный переход к безбумажным технологиям, основой которых станут свободно распространяемые программные решения (что особенно важно – отечественного производства). Документ, который был утвержден в марте 2010 года, предусматривает создание единого информационного пространства, в которое войдут все предприятия российской космической отрасли. Большое значение придается технологиям защиты информации, а также модернизации существующих сетей телекоммуникаций.

Академик РАН Борис Черток придерживается мнения, согласно которому жизненно необходимой для России является общая стратегия развития космонавтики. Генеральная стратегическая линия, по заявлению академика, должна быть максимально авторитетной и при этом предельно доступной. Принимаемые программные документы и решения должны увлекать десятки и сотни молодых специалистов, поскольку лишь приток новых высококвалифицированных кадров сможет вывести российскую космонавтику на качественно новый виток своего развития.










Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg

Регионы