Новости
11 Января 2017, 08:45

Первая линия Московского метро

 ”Сокольники”
Строительство первого участка Московского метрополитена (Кировско-Фрунзенской линии) началось в 1931 году на Русаковской улице, между станциями “Красносельская” и “Сокольники”.
15 мая 1935 года открылся первый участок линии длиной 8,4 км от “Сокольников” до “Парка Культуры”. До 1938 года от станции “Охотный ряд” поезда следовали по вилочной схеме — часть до “Парка культуры”, часть через станции “Улица Коминтерна” (с 1990 года — “Александровский сад”) и “Арбатская” до “Смоленской”.
“Сокольники” — одна из трёх первых конечных станций в истории Московского метрополитена (наряду со станциями “Парк культуры” и “Смоленская”). От станции “Сокольники” 15 мая 1935 года отправился первый в истории московского метро поезд с пассажирами.
Своё название станция получила по историческому району Москвы “Сокольники”. Здесь в XVII веке возникла Сокольничья слобода, то есть селение сокольников — лиц, занимавшихся содержанием и обучением соколов для царской охоты. Рядом находился крупный лесной массив — Сокольничья роща (ныне это ПКиО “Сокольники”).
Наземный вестибюль выполнен в виде арки с двусторонним выходом и расположен на аллее, ведущей от Русаковской улицы к Сокольническому парку.
Конструкция станции — колонная трёхпролетная мелкого заложения (глубина заложения — 9 метров). На станции два ряда по 23 колонны. Шаг колонн — 7 метров. Проект станции “Сокольники” был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже (1937 год).
За станцией имеются оборотные тупики, помимо своей основной функции служащие для ночного отстоя составов и технического обслуживания. Путевые стены облицованы светло-жёлтой керамической плиткой. Цоколи стен отделаны чёрным марблитом. Пол выложен серым и чёрным гранитом (изначально пол имел асфальтовое покрытие). Колонны и центральный мостик облицованы серо-голубым мрамором, белый мрамор покрывает стены подходного коридора и турникетного зала. При открытии на станции были установлены люстры-”шары” между колоннами и небольшие светильники в кессонах перекрытия боковых нефов.
“Красносельская”
Станция “Красносельская” названа по бывшей местности Красное Село. Оно впервые упоминается из завещания 1423 года как “сельцо оу города оу Москвы над Великим прудом”. При Василии Тёмном оно было обустроено и по живописности получило название Красное (красивое). Проектное название станции — “Гаврикова улица”.
Имеется наземный вестибюль с выходом на Краснопрудную и Верхнюю Красносельскую улицы. Проектом был предусмотрен второй выход — на Гаврикову улицу, однако вследствие низкого пассажиропотока он так и не был открыт (лестница видна на станции).
Конструкция станции — колонная двухпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 8 метров). Сооружена по специальному проекту из монолитного бетона. На станции один ряд колонн, расположенный по центру платформы. Платформа “Красносельской” у́же платформ многих станций первой очереди: на этой станции изначально не предполагался большой пассажиропоток.
Путевые стены отделаны сверху — жёлтой, а снизу — красной керамической глазурованной плиткой. Пол выложен белым мрамором (изначально пол имел асфальтовое покрытие). Гранёные колонны облицованы крымским мраморовидным известняком “биюк-янкой” жёлто-коричневых тонов. При открытии на станции были установлены полукруглые светильники в кессонах над боковыми залами, заменённые впоследствии люстрами-шарами.
“Комсомольская”
Станция “Комсомольская” получила название по Комсомольской площади, на которую выходит. Площадь получила название в 1933 году в связи с 15-летием создания ВЛКСМ. Ранее площадь называлась Каланчёвской — по существовавшему здесь в XVII веке царскому путевому дворцу с высокой башней — каланчой. При возвращении исторических названий в начале 1990-х годов планировалось вернуть площади историческое название Каланчёвская и так же переименовать станцию метро, но от этого отказались.
Имеется два наземных вестибюля. Один из них расположен в здании Казанского вокзала. Другой же (открытый в 1952 году), совмещённый с вестибюлем станции “Комсомольская” Кольцевой линии, выходит на Комсомольскую площадь, и размещён между зданиями Ярославского и Ленинградского вокзалов. В данный момент из-за крайне высокого пассажиропотока вестибюль работает только для выхода пассажиров. Для входа переоборудован подземный переход, так как вестибюль станции не справлялся с огромным пассажиропотоком.
До 1952 года на его месте существовал северный вестибюль (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, художники В. А. Фаворский и А. Г. Иванов), открытый при пуске первой линии Московского метро. Этот вестибюль оригинальной архитектуры до наших дней не сохранился. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 8 метров).
На станции 23 колонны. Шаг колонн — 7 метров. Станция имеет необычную конструкцию: так как на станции изначально предполагался большой пассажиропоток, вдоль всего зала над путями сооружены пешеходные галереи для равномерного распределения пассажиров. На перегоне между станциями “Комсомольская” и “Красносельская” находится ответвление на электродепо “Северное”; именно из него 1 октября 1934 года на станцию “Комсомольская” вышел первый пробный состав Московского метрополитена, состоявший из двух вагонов.
Путевые стены облицованы светло-жёлтой керамической плиткой. Пол выложен серым и красным гранитом, а пол пешеходных галерей-балконов над путями — керамической плиткой (изначально покрытие было асфальтовым). Квадратные в сечении колонны облицованы золотисто-жёлтым мрамором “чоргунь”.
Капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ), подчеркивающей вклад комсомольцев 1930-х годов в строительство метрополитена. Стены балконных галерей покрыты мрамором “газган”, колонны на балконах — прохоро-баландинским мрамором. Для оформления станции впервые в метрополитене были применены панно из майоликовой плитки, отражающие героику труда комсомольцев-метростроевцев (”Метростроевцы”, художник Е. Е. Лансере).
“Красные ворота”
Название станции связано с площадью Красные Ворота, которая была названа в XVIII веке. Здесь в 1709 году была воздвигнута Триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Ворота получили у москвичей неофициальное название “красные”, то есть красивые. Вскоре это название стало официальным как для ворот, так и для площади. В 1927 году ворота были снесены, и символический образ остался запечатлён лишь в интерьере одноимённой станции метро.
Станция соединена эскалаторами с двумя наземными вестибюлями, расположенных по разные стороны Садового кольца. Вместе со станцией был открыт южный вестибюль, расположенный на внутренней стороне Садового кольца. Архитектор Н. А. Ладовский построил его в форме сложного портала из четырёх концентрических полуокружностей, символизирующего тоннель метро в перспективе и напоминающего раковину.
Северный вестибюль был открыт 31 июля 1954 года при строительстве 138-метрового высотного здания на Лермонтовской площади, вестибюль находится внутри здания. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 32,8 метра). Автор проекта — архитектор И. А. Фомин (при соавторстве Н. Н. Андриканиса); конструктор — А. Ф. Денищенко. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона.
Станция была изначально спроектирована трёхсводчатой. Но в ходе её строительства ряд инженеров высказывали сомнения в прочности такой конструкции на столь значительной глубине. Американский инженер Морган, консультировавший советских метростроевцев, говорил: “В мировой практике не было примера, чтобы под таким чудовищным давлением строить трехсводчатую станцию. Я предлагаю не раскрывать третьего свода “Красноворотской” станции — у нас нет никакой гарантии, что давление породы просто-напросто не раздавит его и не погубит всего сооружения”.
Тем не менее, начальнику строительства И. Д. Гоциридзе удалось убедить Л. М. Кагановича в достаточной прочности конструкции станции, и было решено не отказываться от сооружения третьего свода.
Свод центрального зала станции поддерживают мощные пилоны с относительно неширокими проходами к боковым залам. Цвета облицовочных материалов соответствуют названию станции. Основные поверхности пилонов облицованы мраморизованным известняком красно-бурого и мясисто-красного цветов в приглушённых разводах из грузинского месторождения Старая Шроша.
Чтобы зрительно облегчить массивные пилоны, они были зрительно поделены на три части с центральной нишей и выступами по бокам. Центральный зал освещают свисающие с потолка два ряда шарообразных светильников. Путевые стены облицованы керамической плиткой. Пол центрального зала выложен в шахматном порядке из плит красного и серого гранита (ранее покрытие было выложено керамической плиткой).
На станции в 1952 году начал работу первый в московском метро турникет, а 28 июля 1959 года впервые опробован турникет, основанный на принципе свободного прохода.
“Кировская” (”Чистые пруды”)
Станция “Кировская” называлась по находившейся здесь улице Кирова (ныне — Мясницкой), названной в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова. 5 ноября 1990 года получила новое название — “Чистые пруды”. Названа по Чистопрудному бульвару, а также по Чистому пруду, к которому ведут её выходы.
Первоначально станция не имела центрального зала, лишь у выходов располагалось два коротких аванзала для перехода между путями. Лишь в 1971 году станция была реконструирована в трёхсводчатую. С 5 января 1972 года соединена пересадкой со станцией “Тургеневская”, с 13 января 2008 года — и со “Сретенским бульваром”.
Имеется наземный вестибюль, расположенный в начале Чистопрудного бульвара. Через него можно выйти, помимо бульвара, на площадь Мясницкие воротаи Мясницкую улицу.
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 35 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона.
Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованных светлым уральским мрамором “коелга” и дымчатым мрамором “уфалей”. Опоры свода скрыты широкими карнизами, за которыми размещены светильники. Пол выложен серым и розовым гранитом (до 1972 года покрытие было асфальтовым). Путевые стены облицованы светло-серым мрамором (до 1997 года — белой керамической плиткой), снизу — чёрным гранитом.
До сооружения перехода на станцию “Сретенский бульвар” у торцевой стены находился бронзовый бюст С. М. Кирова, в честь которого долгое время называлась станция (автор — М. Г. Манизер). Сейчас бюст находится в переходе со станции “Сретенский бульвар” на станцию “Тургеневская” и утратил связь со станцией, называвшейся в честь Кирова.
“Дзержинская” (”Лубянка”)
Станция была названа по площади Дзержинского, революционера, советского государственного деятеля, основателя ВЧК Феликса Эдмундовича Дзержинского. В 1990 году площадь была переименована в Лубянскую. Название площади восходит к имени старинного урочища Лубянка (впервые упоминается в документе с 1716 года). 5 ноября 1990 года станция также была переименована и получила название “Лубянка”.
Строительство станции велось в сложных гидрогеологических условиях. В марте 1934 года станция стала аварийным участком, пришлось срочно укреплять выработки бетонными и стальными конструкциями. Оказалось, что лубянские глины сохраняют естественные механические свойства в течение примерно пяти суток, а затем резко теряют прочность. Поэтому строители изменили технику проходки: пройдя два метра выработки, следовало немедленно прекратить дальнейшую проходку и срочно бетонировать пройденный отрезок.
По первоначальному проекту станция планировалась пилонной трёхсводчатой, но неблагоприятные условия вынудили строителей отказаться от этого плана. На “аварийном” совещании 27 марта 1934 года строители заявили, что строить трёхсводчатую станцию на Лубянской площади невозможно.
Мнения разделились: одни предлагали обойти Лубянскую площадь, другие — не строить станцию под площадью, третьи предлагали построить двухсводчатую станцию. Л. М. Каганович потребовал продолжить строительство на выбранном месте, а затем было принято решение строить двухсводчатую станцию без протяжённого центрального зала, на отметке на три метра ниже первоначально выбранной.

Источник www.yoki.ru

Публикуя свой комментарий, вы соглашаетесь с правилами

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg

Регионы