
Фото rt.com
Успехи стратегические
Сказать, что отношения между Россией и Турцией за последние 2 десятилетия развивались по синусоиде, значит не сказать ничего. Перепады были столь глобальны, что после очередного провала порой казалось, будто Турецкая Республика не то, что более никогда не окажется союзником Российской Федерации, но даже рядовым гражданам обоих государств будут навсегда запрещены взаимные поездки. Однако реальность преподносит и приятные сюрпризы, и сейчас, анализируя ситуацию, тем более отрадно отмечать успехи:
- российский газ по двум ниткам «Турецкого потока» поступает на территорию древней Анатолии;
- ракеты отечественной корпорации «Алмаз-Антей» (С-400) заступили на боевое дежурство по охране ее воздушного пространства;
- знаменитые турецкие помидоры (и другие сельскохозяйственные товары) наводняют полки российских магазинов,
- а многочисленные туристы из нашей страны заполняют пляжи Кемера и Мармариса.
А ведь последний кризис был настолько глубок, что его аналогом может считаться, пожалуй, только роковое убийство эрцгерцога Фердинанда-Иосифа в Сараево летом 1914 года. Ведь, что означает в современном мире сбить военный самолет другого государства, когда речь не идет о трагической случайности, а об осознанном действии? Горячий конфликт? Уж во всяком случае, гарантированное сворачивание даже намека на какие-либо союзнические преференции.
24 ноября 2015 года турецкими средствами ПВО был уничтожен российский Су-24, который шел в бесспорном сирийском воздушном пространстве (согласно данных средств объективного контроля). Да, цели России и Турции в Сирии расходятся: наша страна поддерживает режим сирийского президента Башара Асада, а Турецкая Республика связывает свои интересы с его свержением. Но не сбивать же самолеты своего союзника в связи разнонаправленностью интересов – так и до войны недалеко.
Многие горячие головы тогда призывали к эскалации, и определенная заморозка отношений не могла не произойти. По российской инициативе был отменен безвиз (что больно ударило по турецкому туристическому рынку), на поставку овощей и фруктов из Турции было наложено эмбарго, да и судьба «Турецкого потока» тоже оказалась под угрозой.
А теперь сравните эту кризисную ситуацию с тем, что мы имеем на сегодняшний день. Сейчас модно к месту и не к месту вставлять фразу: «Владимир Путин всех переиграл». Но что же это, если не выигрыш? Причем, победа самая ценная, где приз – это не только стратегические и геополитические национальные интересы страны, но и утилитарная выгода ее рядовых граждан.
А ведь можно было справедливо оскорбиться и радоваться неудачам бывшего партнера, который не ценит дружбу и уважение северного соседа. Но вместо этого Владимир Путин проявил твердую последовательность в отношении признания действующей верховной власти Турецкой Республики и открыто выступил против попытки госпереворота 15 июля 2016 года (17 июля он лично заявил об этом президенту Эрдогану в рамках телефонного разговора). В результате Турция признала некорректность своих действий в отношении сбитого Су-24, удалось реанимировать все хозяйственные отношения между странами (в том числе, по прокладываемым газопроводам), а кроме того, добиться существенных продвижек по вопросам, связанным с урегулированием конфликта в Сирии.
Сирия: победы тактические
В рамках последних договоренностей в Сочи, достигнутых между Российской Федерацией и Турецкой Республикой по проблеме ситуации в Сирии (меморандум от 22 октября 2019 года), стороны договорились о следующем:
- Сложившаяся ситуация в районе проведения операции «Источник мира» на территории между Тель-Абьядом и Рас Аль-Айном (плацдарм, глубиной до 32 км и шириной 120 км) останется без изменений – под контролем турецких военных останется подавляющая часть занятой в ходе операции территории. При этом турецкая сторона отказывается от планов создания зоны безопасности (за счет сирийских территорий) на протяжении всей своей границы с Сирией.
- Затем с целью поддержания порядка российские и турецкие военные начинают совместное патрулирование указанной территории на десятикилометровую глубину к западу от границы Турецкой Республики. (Город Камышлы переходит из рук сирийских военных в зону ответственности российско-турецких патрулей).
- Со всех прочих пограничных территорий выводятся курдские «Отряды народной самообороны» (поддерживаемые Турцией). В рамках соглашений процесс вывода контролируется российской военной полицией и сирийскими пограничными войсками.
- Отряды курдов в обязательном порядке также выводятся из городов Таль-Рифат и Манбидж.
Как же правильно интерпретировать данные договоренности? Турецкая сторона здесь, по большей части, фактически просто «сохраняет лицо». Так считает старший преподаватель департамента политической науки Л.Исаев. Стратегического выигрыша у Турции здесь нет, если не считать в качестве такого установление буферной зоны на сирийско-турецкой границе. Однако Эрдоган уже заявил о крайне важной тактической победе.
Что же касается России, то у Владимира Путина получилось ценой приемлемых уступок устранить угрозу горячего столкновения (то есть, кровопролития) на границе, а также предотвратить возможность возникновения там гуманитарной катастрофы. На данном участке рубежей нашего государства-союзника устанавливается контролируемый российскими вооруженными силами порядок. Стоит признать, что такой успех тянет на то, чтобы именоваться выигрышем вполне себе стратегическим.
Говорят, что самой прочной победой является та, при которой обе стороны уверены, в собственном успехе. Крайне приятно при этом вспомнить, что данные договоренности были достигнуты именно на полях саммита в российском Сочи.
Читайте нас в Яндекс.Новостях и Яндекс.Дзен