Лента новостей
Опубликовано: 20:40, 20 декабрь 2024

Свечи зажигания: виды, зазоры, калильное число и ресурс

Свечи зажигания — это не просто маленькие детали, а ключевые элементы, от которых зависит работа мотора. Их неисправность может привести к повышенному расходу топлива, снижению мощности и даже поломке двигателя. Давайте разберемся, какие бывают свечи, чем они отличаются и когда их нужно менять.


Свечи зажигания: виды, зазоры, калильное число и ресурс


Виды свечей зажигания


Свечи зажигания различаются по типу материалов, конструкции и области применения. Основные виды следующие:

1. Медные свечи
Классические и самые доступные по цене. Центральный электрод выполнен из меди с никелевым покрытием. Работают стабильно, но их ресурс ограничен 20-30 тысячами километров.

2. Иридиевые свечи
Более дорогие, но и долговечные. Центральный электрод изготовлен из иридия — материала, устойчивого к высоким температурам. Их срок службы может достигать 80-100 тысяч км.

3. Платиновые свечи
Средний вариант между медными и иридиевыми. Платина обеспечивает повышенную устойчивость к перегреву и износу. Такие свечи работают до 60-80 тысяч км.

4. Свечи с несколькими боковыми электродами
Имеют не один, а несколько боковых электродов. Это повышает вероятность образования искры и обеспечивает более стабильное зажигание смеси. Такие свечи часто используются в спортивных и высокооборотистых двигателях.

Зазор в свечах зажигания


Зазор — это расстояние между центральным и боковым электродом. Именно через это пространство проскакивает искра, поджигая топливную смесь.

Почему зазор важен?
Если зазор слишком маленький, искра будет слабой, что приведет к нестабильной работе двигателя. Если зазор слишком большой, увеличивается вероятность пропусков зажигания, что негативно скажется на мощности и расходе топлива.

Какой зазор должен быть?
Зазор зависит от типа двигателя и конструкции свечи. Обычно он варьируется от 0,6 до 1,1 мм. Проверить и откорректировать зазор можно с помощью специального щупа. На спортивных автомобилях, где важна максимальная производительность, зазор подбирают индивидуально под конкретный двигатель.

Калильное число свечей зажигания


Калильное число — это способность свечи противостоять нагреву. Существует два типа свечей по этому параметру:

1. "Горячие" свечи
Они лучше отводят тепло и быстрее самоочищаются от нагара. Подходят для двигателей с низкой нагрузкой или для автомобилей, которые часто эксплуатируются в городских условиях (пробки, частые остановки).

2. "Холодные" свечи
Обладают меньшей теплопроводностью и лучше работают при высоких оборотах и больших нагрузках. Используются в спортивных автомобилях и мощных моторах, которые часто работают на высоких оборотах.

Как определить нужное калильное число?
Оно указывается производителем автомобиля. Использование "горячих" свечей вместо "холодных" или наоборот может привести к перегреву или загрязнению свечи нагаром.

Ресурс свечей зажигания


Ресурс свечей напрямую зависит от их типа и условий эксплуатации. Рассмотрим основные факторы:

Тип свечи и ресурс:

  • Медные свечи: 20-30 тысяч км

  • Платиновые свечи: 60-80 тысяч км

  • Иридиевые свечи: 80-100 тысяч км


Что влияет на срок службы свечей?

  1. Качество топлива. Примеси и загрязнения в топливе ускоряют износ свечей.

  2. Режим вождения. Частые пуски и остановки (например, в пробках) увеличивают нагрузку на свечи.

  3. Состояние двигателя. Износ цилиндропоршневой группы, повышенное давление масла и другие неисправности могут сократить срок службы свечей.


Признаки износа свечей зажигания



  1. Повышенный расход топлива. Двигатель работает неэффективно, и машина начинает потреблять больше бензина.

  2. Неустойчивый холостой ход. Обороты двигателя "плавают", что ощущается по вибрации в салоне.

  3. Сложный запуск двигателя. Свечи не образуют искру должной силы, из-за чего запуск затруднен, особенно в холодную погоду.

  4. Снижение мощности двигателя. Пропуски зажигания приводят к тому, что двигатель теряет мощность, "троит" и работает с перебоями.


Когда менять свечи зажигания?


Общий совет — проверять свечи каждые 30 000 км и менять при необходимости. Но если автомобиль начинает троить, двигатель работает неустойчиво или увеличивается расход топлива, осмотр лучше провести раньше.

Можно ли не менять свечи, если они работают?
Эксперты советуют не слепо следовать регламенту. Некоторые свечи работают безупречно и после 60 000 или даже 100 000 км. Однако, если не менять свечи слишком долго, возможны серьезные последствия:

  • Прогар каталитического нейтрализатора. Не сгоревшая смесь догорает в катализаторе, что вызывает перегрев и разрушение его структуры.

  • Поломка поршневых колец. Искра, возникающая с запозданием, вызывает "ударную волну", из-за чего нарушается целостность масляной пленки и повышается нагрузка на поршневую группу.

  • Обломок изолятора свечи. В "заряженных" моторах старый изолятор может отколоться и попасть в цилиндр, что приведет к серьезным поломкам двигателя.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)



Бер Илья Леонидович, Рудой Андрей Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Три «Ч», Центр Т, «Совет матерей и жен», Лада, Самарская общественная организация ЛГБТ+ «Ирида», Наки Майкл Сидней, Общество с ограниченной ответственностью «ЛИЗА НОРМ», Программно, Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ», Интернет, признаны в РФ иностранными агентами.